Сейчас я вам скажу одну очень умную мысль. Я думала ее очень долго, а пока писала предыдущий пост, она такая ррраз — и сформулировалась окончательно.

В общем, проблема тех поставщиков услуг, которые не очень успешны в построении долгосрочных и доверительных отношений с клиентами, в том, что в словосочетании «отношения с клиентами» они делают ударение на последнем слове. А надо бы на первом.

У нас же у всех есть личные отношения: с друзьями, любимыми, семьей. Когда-то все эти люди появлялись в нашей жизни в комплекте с еще десятками других, но оставались в ней почему-то только они — это же редкость, чтобы все до единого одноклассники и однокурсники стали лучшими друзьями до гроба.

Они совсем не идеальны. Вы часто на них злитесь или злились раньше. Один спалил в 10 классе перед мамой, когда вы наврали, что собираетесь всю ночь готовиться у него к экзаменам. Второй воткнул в ваш ноут заразную флешку, а третий — вообще дебил, когда напьется. Но они ваши. И вам едва ли придет в голову, что надо бы сменить этого небезопасного друга с флешкой на более надежного — с подпиской на KIS.

Потому что это он в университетской общаге резал окрошку на следующее утро после защиты за ночь написанной курсовой и последующего вечернего общеобщажного празднования закрытия сессии, пока вы боялись шевельнуть прибитой к подушке головой (Банда, привет, вдруг ты когда-нибудь это прочтешь). Потому что несчастный непереноситель алкоголя был когда-то единственным, кто вместе с вами взял на себя ответственность за прогулянный всем классом урок. Потому что, вообще не понятно, как бы вы сдавали все эти экзамены, если бы не на двоих написанные шпаргалки и вечное присутствие рядом этого первого болтуна.

И просто потому, что вам КОМФОРТНО и НАДЕЖНО с этими людьми. Они часть вашей жизни. И они в ней нужны.

Но вернемся к нашим баранам клиентам. Гура не призывает ни в коем случае рассказывать им про ту страшную попойку в общаге или всю правду о том, как вы сдавали теорграмматику. Гура призывает строить все рабочие отношения на том же самом фундаменте, на котором построены ваши личные: на взаимном уважении, общих ценностях и интересах, доверии.

Миллионы слов написаны на эту тему всевозможными «экспертами» по отношениям — от гуру-психологов до авторов розовых женских журналов. Нет смысла их пересказывать.

Просто когда вы в очередной раз занесете руку, чтобы отправить:

кавычкаГотов предложить свои услуги дешево. Работаю круглосуточно. За ошибки разрешаю себя бить ногами в живот и палкой по голове

подумайте, кто и чего ради должен уважать человека, который не уважает себя?

Просто если любой клиент для вас в первую (главную) очередь — это цена, которую он готов заплатить за 1800 зн., а не важное для него дело или проект, в котором необходим ваш вклад (искренняя заинтересованность и добросовестный труд), помните: беспорядочные рабочие связи ваш удел, а не долгосрочные плодотворные и взаимовыгодные отношения.

А если ваше жизненное кредо «Все врут» и «Доверять нельзя никому, кроме себя», будьте уверены — вам врут. И себе тоже лучше не верьте.

Так вот малозаметные интонационные ошибки могут стать критическими стратегическими.