Десять с лишним лет назад я по рекомендации приятеля зарегистрировалась на первой своей фриланс-бирже, была обманута в первые же дни, сорвала сроки в одном из первых заказов и наступила на еще с десяток граблей, подстерегающих начинающего фрилансера на пути к мечте: легкой и интересной работе где-нибудь на берегу моря под ласкающие слух звуки смс-оповещений из банка о приходе денег на карточку...

Десять с лишним лет спустя я все еще фрилансер, среди моих клиентов крупнейшие российские и международные компании, смски из банка и море стали реальностью — хоть и далекой от той мечты. А полтора года назад я основала собственный образовательный проект, где флагманским курсом стал «Перевод как бизнес» — трехмесячный тренинг, призванный помочь начинающим и не очень переводчикам занять свое место на рынке, пропустив этап хождения по граблям: не совершая «классических» ошибок фрилансеров.

Этот пост о нескольких неочевидных, но при этом наиболее серьезных ошибках, которые совершают чуть менее чем все переводчики, решившие не работать на дядю и построить собственную фриланс-карьеру.

 

Ошибка №1

«5К не напрягаясь»*, или Отношение к фрилансу как к «халтурке» и способу подзаработать не работая

На «нормальной работе» злой начальник, коллеги-дураки и график с KPI. На фрилансе свобода выбора и перемещений, а работа — какая и где захочу. Это же даже работой называть язык не поворачивается.

На самом деле фриланс по своей сути — это ваш бизнес. Ну или индивидуальная предпринимательская деятельность. В гражданском кодексе РФ она определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от <...> выполнения работ или оказания услуг». И то, что вы можете быть в качестве предпринимателя не зарегистрированы, сути этой не меняет: ваше предпринимательство просто будет незаконным.

Понимали ли вы, когда регистрировались на фриланс-бирже, что в этот момент становитесь основателем собственного бизнеса? Регистрируете «компанию», которая будет называться вашим именем, и единственным сотрудником которой будете вы? Если на фриланс вы пришли не из бизнеса — своего или чужого, — с большой долей вероятности, нет.

Зато вы наверняка прекрасно понимаете, что в любой приличной компании, если она не планирует разоряться через максимум полгода, должны быть отлажены функции и процессы: финансово-бухгалтерские, юридические, рисками-управляющие, продаже-маркетинговые, товары-и-услуги-производящие и т. п. Или, если хотите, работать «отделы» с компетентными сотрудниками. Потому что, очевидно же, что если зарегистрировать, скажем, мебельное производство, снять цех, нанять и посадить в нем столяра, который умеет и учился только столярничать, «Икеи» из вашей затеи никогда не выйдет.

Осталось сложить 2 и 2: если вы умеете только переводить, не разбираетесь и даже не думаете разбираться хотя бы в основах права, финансов, маркетинга и прочих процессов, которые будут поддерживать и обеспечивать вам производство текстов, картинок или сайтов, ваша фриланс-карьера обречена закончиться там же, где началась — на низкооплачиваемых проектах для малоквалифицированных «халтурщиков». Хотя вы сколько угодно можете быть при этом по-настоящему хорошим специалистом в своей сфере.

Как исправить ошибку №1: осознать, что занимаетесь бизнесом; принять ответственность за все, что с этим бизнесом происходит, на себя.

 

Из этой фундаментальной ошибки вытекают еще две не менее критичные. Между собой они почти не связаны, но шансов на успех лишают одинаково.

 

Ошибка №2

Отсутствие цели и стратегии ее достижения

У любого успешного бизнеса всегда есть цель, миссия и видение — вот эти пафосные и, как многим кажется, бессмысленные и не до конца честные заявления на сайтах крупных компаний. Нормальный же четкий фрилансер (здесь и далее «халтурщик») никогда не лукавит — цель и миссия его деятельности в зарабатывании бабла. Ибо как иначе?

Бизнес продает ценность, халтурщик — свое время. Продается, надо признать, и то, и другое. Однако продается совсем разным покупателям и за разные деньги.

Давайте вернемся к нашему столяру из примера выше. В каком случае у столяра появляется шанс стать успешным мебельным бизнесом: продавая желающим час своего рабочего времени за ХХ руб., или продавая удобные и безопасные детские кроватки молодым родителям / продуманные до мелочей кухни домохозяйкам и домохозяинам?

Кого бы наняли вы, будучи владельцем бизнеса: переводчика 300-за-страницу, или переводчика я-создам-текст-который-поможет-клиенту-принять-решение? Переводчика день-в-кабине-15К или переводчика участники-конференции-будут-довольны-вашей-организацией-и-моим-переводом? Выбор очевиден, конечно.

Однако, стратегическая ошибка здесь не в том, что вы неправильно позиционируете свои услуги и продукты. Неверное позиционирование — всего лишь следствие того, что ценность этих услуг и продуктов на первых этапах фриланс-карьеры бывает на самом деле невысока, поэтому вы не можете ее осознать и внятно сформулировать.

Выбирая продавать время, вы не растите ценность своей услуги. Стратегически это выражается:

  • в многостаночности, когда и стихи, и курсовые, и любая тематика в любом направлении. Через пять лет такой «работы» вы будете оставаться в глазах клиентов тем же мастером-ни-в-чем, каким пришли на фриланс еще студентом. За пять лет целенаправленного развития в отдельной нише в любой сфере можно стать квалифицированным специалистом с хорошим портфолио «кейсов».
  • В отсутствии внятного профессионального и личностного развития. Даже если вы читаете по 100 книг в год, ходите на курсы и всячески за работу над собой, при отсутствии конкретной цели и видения это все может не играть никакой роли для вашего бизнеса. Никто еще не стал «более лучшим» переводчиком после кулинарного курса или интенсива по игре на гитаре.
  • В неинвестировании в себя и свой бизнес. Под лозунгом «я тут, чтобы зарабатывать, а не тратить». Ни один бизнес не выживет, если в него ничего не вкладывать — деньги, время, усилия. Нет денег на хороший курс в нужной сфере — тратьте время на чтение книг и самостоятельный тренинг. Нет опыта и портфолио — возьмите пару волонтерских или просто выдуманных проектов, которые станут вашими решенными кейсами. Так поступают предприниматели. Пока халтурщики жалуются, что никто не хочет им платить за их драгоценное время.

Как исправить ошибку №2: решить, кем и где вы хотите быть через n лет; трезво проанализировать шансы на успех при текущих ресурсах; понять, каких ресурсов (компетенций, денег, технических ресурсов и т. п.) вам не хватает, чтобы достичь желаемого; распланировать обретение необходимых ресурсов и все шаги на пути к цели.

Последовательно воплощать планы в жизнь.

 

Ошибка №3

Отсутствие грамотно выстроенной операционной модели

Операционная модель — это все ваши взаимосвязанные между собой бизнес-процессы. И да, она у вас есть, даже если вы никогда ничего сознательно не выстраивали.

Другое дело, что выстроены ваши процессы из рук вон плохо, а по ряду функций вообще сплошные провалы. И это закономерно, пока вы не отдаете себе отчета, что вы в своем бизнесе один за всех: за юриста, за бухгалтера, за айтишника, за продажника-переговорщика, за маркетолога и за весь производственный отдел. При этом хорошо, если вы умеете быть хотя бы производственным отделом, а не пришли учиться всему на фриланс, потому что никто не брал работать без опыта и реальных навыков.

Эта ошибка — причина буквально всех проблем и сложностей, которые могут возникнуть у фрилансера:

  • клиент взял работу и пропал — у вас пробелы в риск-менеджменте;
  • клиент четвертый месяц шлет «правочки» — не работает процесс согласования и утверждения проектов;
  • сорвали сроки, потому что задача оказалась сложнее, чем вы думали — не выстроены процессы управления проектами;
  • все заказчики жлобы и платят копейки — у вас беда с ценообразованием и продажами;
  • нет клиентов и заказов вовсе — ваш «маркетинговый отдел» дилетанты и бездельники.


Да, всякий раз, сталкиваясь с очередной проблемой и разгребая ее последствия, вы будете учиться на своих ошибках и достраивать процессы: научитесь узнавать «кидал» на подлете, заворачивать «правочки» мимо ТЗ, трезво оценивать объемы и сложность работы и т. д. Но будут и процессы, о важности которых вы узнаете гораздо позже, чем стоило бы — так ценность фитнеса, отдыха и эргономики рабочего места разъяснят больная спина и туннельный синдром, например.

Казалось бы, и что с того? Все мы так или иначе учимся на своих ошибках, и нет ничего зазорного в том, чтобы совершать их в начале карьерного пути. Это, действительно, так, но не очень понятно, зачем учиться на своих ошибках, если ошибки эти уже тысячи раз совершали другие люди. А некоторые из них даже описали и структурировали свой опыт — в книгах, в учебниках, на youtube-каналах и в обучающих курсах. Даже в стандартах и рекомендациях, которые существуют практически в каждой отрасли и стране. У российских переводчиков, например, это «Рекомендации СПР переводчику, редактору и заказчику» и ГОСТ Р ЕН 15038–2014.

Все, что нужно — признать и принять, что причиной, по которой ваша фриланс-карьера никак не пойдет в гору, может быть нехватка необходимых любому предпринимателю знаний, умений и навыков. Ну и начать их пополнять, конечно же. Или делегировать.

Как исправить ошибку №3: учиться. Для начала выделить и прописать во всем их несовершенстве все процессы, которые есть у вас сейчас. Затем разобраться, как устроен бизнес вообще и в вашей сфере, в частности — изучить опыт, лучшие практики, истории успеха и неудач. На основе этой информации достроить, оптимизировать и автоматизировать свои существующие и выстроить все отсутствующие процессы.

 

ИТОГО:

Фриланс по своей сути самый настоящий бизнес. Как любому бизнесу вашей фриланс-карьере нужна цель и стратегия, нужны инвестиции и постоянное развитие. Как и в любом бизнесе, жизнеспособность и перспективы вашего дела будут определяться логичностью и последовательностью решений руководства — ваших. Сократить риск принятия неверных решений и не сбиваться на пути к цели может только руководитель, который знает как устроено его дело изнутри — каждый внутренний процесс.

Удачного вам бизнеса, коллеги-фрилансеры.

 

*5К, не напрягаясь — локальный мем freelance.ru (ныне fl.ru), порожденный тогдашним владельцем биржи В.Воропаевым в одном из интервью для СМИ. Именно столько (в долларах) и именно так, по мнению Василия, может зарабатывать любой фрилансер.